Святки – особенные дни, святые и страшные одновременно. Святые – потому что Христос родился, звезда взошла на Востоке. А страшные – потому что бродит по земле нечисть, чувствуя свои последние дни, пока еще Крещения нет.
В XVIII в святки продолжались с Николы зимнего( 6 декабря) до Крещения (7/20)
января. Со временем период святок сократился. В настоящее время они
продолжаются от Рождества(7января) до Крещения(19 января). Вообще
рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем.
Святки
(более редкое местное название этого праздничного времени - Святьё или СтрашнЫе вечера ) хорошо сохранились в памяти
сельчан. Начинались Святки наведением чистоты в доме (одновременно это было
еще и символическим, магическим очищением от всякой скверны, от нечистой
силы).
Традиционные персонажи Рождества на Русском Севере – святочные ряженые, шуликаны. Никто уже не может объяснить сакрального смысла этих святочных игр. Но все помнят главное – надо нарядиться так, чтобы тебя не узнали как можно дольше. А это ох как трудно, в деревне-то все свои.
Со Святками были связаны и некоторые древние
охранные табу. Запрещалось ссориться, сквернословить. Все должны были делать друг другу только приятное. Во время Святок были
запрещены все хозяйственные крупные работы (прядение,
ткачество): «на Святки нельзя пряжу
мотать, нитки на мотовило наматывать, не то хлеб летом полежий будет» (пример, показывающий симметричность святочного
времени и времени поспевания злаков). Вечером женщины ни за что не оставят
кудели на прялках, чтобы "черт не вздумал прясть заместо бабы".
Молодые девушки дают этому иное толкование: если не допрясть кудели
накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь, при
венчании, и все увидят, какая она
лентяйка.
Также от Рождества до Крещения запрещалось охотиться («это грех, с охотником несчастье мажет случиться»). Считалось, что после Рождества приходит «дикое время», появляется много нечистой силы (особенно опасно было ходить в баню: мог утащить
черт).
Как и
повсеместно, на Святки устраивались различные увеселения: игрища, гадания, по
селу ходили ряженые.
«В Святьё все наряжалися, кто
цыганкой, кто кем. Идешь, всем гадаешь — «Ну-ка, рано-ставочка, черной глаз, дай погадаю, и тебе, королек,
погадаю, не жалей копеечку».
В памяти местного населения сохранилось много
подробностей празднования Святок старообрядцами («кержаками») и новообрядцами
(«мирскими»). Когда-то, еще в конце 19 века подавляющая часть жителей села были
приверженцами староверия. Называли они себя кержаками, поскольку их предки
«пришли с реки Кержани». В обрядовой
традиции немало следов взаимопроникновения этих культур.
Самым характерным моментом святок выступал ритуальный обход домов в
Рождество. Ряженых, гуляющих на святки, на селе называли шуликанами, а само такое гулянье - шуликанье. По воспоминаниям Е.А. Кошкиной, «мы бегали шуликали, надевали тулуп,
вывернем его наизнанку, замаскируемся, и тело, и лицо, чтоб не узнавали. Надевали какие-то
шкуры на себя, рваную одежду, полушубки, делали маски. Собиралось нас человек
шесть - семь, иногда и больше, вот и ходили по домам. Особенно ходили вечером с 6 на 7 января».
Комментариев нет:
Отправить комментарий