среда, 9 января 2013 г.

СвятьЁ


Святки – особенные дни, святые и страшные одновременно. Святые – потому что Христос родился, звезда взошла на Востоке. А страшные – потому что бродит по земле нечисть, чувствуя свои последние дни, пока еще Крещения нет.

В XVIII в святки продолжались с Николы зимнего( 6 декабря) до Крещения (7/20) января. Со временем период святок сократился. В настоящее время они продолжаются от Рождества(7января) до Крещения(19 января). Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем.
Святки (более редкое местное название этого праздничного времени - Святьё или  СтрашнЫе вечера ) хорошо со­хранились в памяти сельчан. Начинались Святки наведением чистоты в доме (одновременно это бы­ло еще и символическим, магическим очищением от всякой скверны, от нечистой силы).



Традиционные персонажи Рождества на Русском Севере – святочные ряженые, шуликаны. Никто уже не может объяснить сакрального смысла этих святочных игр. Но все помнят главное – надо нарядиться так, чтобы тебя не узнали как можно дольше. А это ох как трудно, в деревне-то все свои. 


Со Свят­ками были связаны и некоторые древние охранные табу. Запрещалось ссориться, сквернословить. Все должны были делать друг другу только приятное. Во время Святок были запрещены все хо­зяйственные крупные работы (прядение, ткачество): «на Святки нельзя пряжу мотать, нитки на мотовило наматывать, не то хлеб летом полежий будет» (пример, показывающий симметрич­ность святочного времени и времени поспевания злаков). Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы "черт не вздумал прясть заместо бабы".
Молодые девушки дают этому иное толкование: если не допрясть кудели накануне Рождест­ва, прялка придет за ними в церковь, при венчании, и  все увидят, какая она лентяйка.

Также от Рождества до Крещения запрещалось охотиться («это грех, с охотником несча­стье мажет случиться»). Считалось, что после Рождества приходит «дикое время», появляется много нечистой силы (особенно опасно было ходить в баню: мог утащить черт).

Как и повсеместно, на Святки устраивались различные увеселения: игрища, гадания, по селу ходили ряженые.
«В Святьё все наряжалися, кто цыганкой, кто кем. Идешь, всем гадаешь «Ну-ка, рано-ставочка, черной глаз, дай погадаю, и тебе, королек, погадаю, не жалей копеечку».
В памяти местного населения сохранилось много подробностей празднования Святок старообрядцами («кержаками») и новообрядцами («мирскими»). Когда-то, еще в конце 19 века подавляющая часть жителей села были приверженцами староверия. Называли они себя кержаками, поскольку их предки «пришли с реки Кержани». В обрядовой  традиции немало следов взаимопроникновения этих культур.
Самым характерным моментом святок выступал ритуальный обход домов в Рождество. Ря­женых, гуляющих на святки, на селе называли шуликанами, а само такое гулянье - шуликанье. По воспоминаниям Е.А. Кошкиной, «мы бегали шуликали, надевали тулуп, вывернем его наизнанку, замаскируемся, и тело, и лицо, чтоб не узнавали. Надевали какие-то шкуры на себя, рваную оде­жду, полушубки, делали маски. Собиралось нас человек шесть - семь, иногда и больше, вот и хо­дили по домам. Особенно ходили вечером с 6 на 7 января».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...